Вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Сроки реализации: с 20 апреля по 15 мая 2015 года
Актуальность проекта. Постановка проблемы.
Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины остаётся актуальной. Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Кто может рассказать о тяжёлых годах Великой Отечественной войны? Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми. Это те люди, которые еще знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям.
Их детство не было безоблачным и счастливым. В детстве они узнали, что такое голод и холод, боль, смерть, страдания. Они много и честно трудились, восстанавливая хозяйство страны. Они выжили, и на свет появились наши мамы и папы, не прервалась ниточка жизни.
Использование такого вида проектной деятельности, как создание мультфильма по художественному произведению, отражающему картину военного детства, изучение того, как жили дети в те тяжёлые годы войны, расширяет представления дошкольников о значимости празднования Дня Победы, воспитывает начала патриотических чувств.
Цель проекта: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию детей через создание мультфильма.
Задачи проекта:
- Сообщить детям элементарные сведения о Великой Отечественной войне.
- Формировать представления о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны в сравнении с жизнью современных детей.
- Формировать представления о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне
- Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов.
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Вызвать эмоциональный отклик детей на результат своей деятельности.
Принципы реализации проекта:
- принцип деятельности;
- принцип творчества и результативности.
Ожидаемый результат:
- Осознание значимости исторических событий ВОВ. Гордость за свой народ, за свою семью.
- Осознание ценности человеческой жизни.
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
- Испытывают удовлетворенность полученным результатом.
Ход проекта:
1 этап. Подготовительный (20-30 апреля)
- Создание информационного стенда для родителей о проекте, проведение родительского собрания.
- Анкетирование среди родителей на тему «Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?»
- Создание в группе уголка «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Познавательные мероприятия на патриотическую тему: «У войны не детское лицо», «Война — это страшно», «Юные герои», «Памятники героям».
2 этап. Основной (4-14 мая)
- Выбор сюжета мультфильма:
- чтение стихотворений о детях войны (А.Барто «В дни войны», С.Маршак «Мальчик из села Поповки», Л.Тасси «Ой, Мишка, как же страшно мне!»);
- социальная игра «Мы — мультипликаторы» (каждый день в группе работает мультипликационная студия, дети – работники мультстудии, воспитатель – руководитель);
- выбор стихотворения для сюжета мультфильма;
- погружение в сюжет путем драматизации.
- Разработка сюжета мультфильма:
- заучивание стихотворения при помощи мнемотаблицы (раскадровка сюжета);
- обсуждение места, где происходят события, героев;
- Распределение мультипликационных профессий:
- «Мы – зрители». Ежедневная работа мультипликационной студии начинается со «зрительного зала», где юные мультипликаторы по мере готовности отснятых эпизодов мультфильма просматривают смонтированный воспитателем черновой вариант.
- «Мы – художники-мультипликаторы». После просмотра, происходит обсуждение следующего эпизода мультфильма, что необходимо изготовить для его съемки, распределение художников по творческим мастерским.
- «Мы – операторы съемки». После сна детям предлагается «отснять» подготовленный ими утром эпизод мультфильма.
Таким образом, в ходе данного проекта дети имеют возможность опробовать на себе все мультипликационные «профессии».
- Съемка и озвучивание мультфильма:
- оператор съемки с помощниками осуществляет поочередную съемку сцен мультфильма в соответствии с раскадровкой в технике перекладки (детям необходимо постоянно контролировать свои действия: перекладывать фигурки героев на минимальное расстояние, убирать руки из кадра);
- запись голосов персонажей с помощью программы виедоредактора UleadVideoStudio (во время записи работникам мультстудии подается сигнал колокольчиком, означающий, что сейчас должна быть полная тишина для осуществления звукозаписи);
- выбор фоновой музыки для мультфильма (предлагаем на выбор несколько разных музыкальных отрывков)
- Разработка и создание персонажей и декораций:
- выбор материала для изготовления героев мультфильма, декораций;
- постепенное изготовление героев мультфильма и декораций художниками-мультипликаторами по эпизодам мультфильма.
- Монтаж мультфильма:
- производится воспитателем в программе видеоредактора UleadVideoStudio ежедневно по материалам работы мультстудии, после чего, просмотр чернового варианта мультфильма осуществляем на следующий день в «зрительном зале».
3 этап. Итоговый (15-18 мая)
- Презентация мультфильма на итоговом мероприятии «Киносеанс в детском саду» для создателей мультфильма и воспитанников других групп детского сада.
- Презентация мультфильма на родительском собрании «Семейный киносеанс».
- Размещение мультфильма в сети Интернет, на сайте ДОУ.
- Анализ полученных результатов.
Результативность:
Ознакомление дошкольников с трудной и страшной жизнью детей во время войны, создание мультфильма по мотивам выбранного юными мультипликаторами стихотворения Л. Тасси «Ой, Мишка, как же страшно мне!» — вызвало у детей огромный эмоциональный отклик. Дети делились впечатлениями друг с другом, с родителями, с интересом занимались продуктивной деятельностью, с желанием разучивали стих. Каждый ребенок группы принимал активное участие в проекте на всех его этапах.
Кроме этого, в ходе индивидуальных бесед с родителями, было установлено изменение поведения некоторых воспитанников в части проявления капризов в ходе осуществления родителями покупок. Героиня созданного детьми мультфильма, оставившая для своего игрушечного Мишки полсухаря, явилась эффективным средством для регуляции капризов детей. Образ «Дети войны» оставил яркий отпечаток в памяти моих воспитанников.
Вывод:
Использование такой проектной технологии как создание мультфильмов с детьми является эффективным средством по нравственно-патриотическому воспитанию.
Постановка новой проблемы:
Продолжить развивать творческие способности детей через создание мультфильмов на основе придуманного детьми сюжета.
Список используемой литературы:
- Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
- Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая группа. 2001 г. Москва.