Придумываем новый конец известной сказке

IMG_7664Придумывание сценария мультфильма – не такая уж простая задача! Начинать развитие речевого творчества лучше всего с известных сказок, в которых мы можем придумать как спасти любимых героев от неприятностей.

Наиболее эффективной для развития речевого творчества считаю технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). В своей педагогической деятельности я систематически использую элементы этой технологии.

Например, модель для анализа любого объекта «Системный оператор» или «пятиэкранка».

 5Всё очень просто. Системный оператор – это такой «лифт», который может ездить не только вверх-вниз, но и вправо-влево. Если поехать вниз — узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх — узнаешь места, где можешь быть; поедешь назад — узнаешь прошлое, вперед — будущее.

Итак, придумаем новый конец сказке «Колобок» при помощи системного оператора.

  1. В гости пришла Игрушка (любая любимая игрушка вашего ребёнка) с книжкой «Колобок», которую прячет за спиной.

И.: Здравствуй, …. (имя ребёнка)! Ты сказки любишь?

И.: Какие сказки ты знаешь?

И.: Попробуйте отгадать мою любимую сказку.

 Игрушка загадала сказку «Колобок». Желательно, чтобы ребёнок отгадывал сказку при помощи различных вопросов по сюжету сказки, а не просто старался угадать название.

  1. Анализ сказки при помощи «системного оператора».

И.: А тебе нравится эта сказка?

И.: Знаешь, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта грустно. И мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другой конец к этой сказке, чтобы Колобок мог спастись…

Родитель: А ты можешь нас научить так придумывать?

И.: Конечно!

Р.: Но вначале давай вспомним приключения Колобка. (Достает и показывает рисунок Колобка.)

И.: А поможет нам все вспомнить наш волшебный лифт (нужно объяснить ребёнку, что это за лифт).

(Взрослый помещает Колобка в центральную клетку.)

Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает. На лифте он поехал вниз, значит, мы теперь узнаем, из каких продуктов его бабушка испекла.

И.: Теперь Колобок едет вверх. Где он был в начале сказки?

И.: Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?

И.: А что произошло потом?

Желательно, чтобы ответы ребёнка были приближены к тексту сказки, а Игрушка «дополняла» ответы ребёнка фрагментами сказки типа: «по сусекам поскребла» и т. д.

И.: Давай пока не будем говорить о том, что Лиса съела Колобка, а поиграем, как будто Колобок и от нее тоже убежал.

  1. Подвижная игра «Лиса и Колобок».

Вы можете с ребёнком сами побегать, будто вы Лиса, а он Колобок, а можете для этого взять игрушки и догонять друг друга с помощью игрушек. Эта часть зависит от того, где вы занимаетесь с ребенком, и что вам позволяет пространство.

  1. Фантазирование.

И.: В игре Колобок смог убежать от Лисы и она его не съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?

(Вы можете помочь ребёнку, называя слова: вкусный, румяный, гладкий, аппетитный, с вкусным запахом, и т. д.)

И.: В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы Лиса его не съела. Может быть, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, нерумяным, будет не таким аппетитным — Лисе его есть не захочется, не правда ли?

Р.: Все правильно ты говоришь, Игрушка! А как Колобок может стать невкусным?

Возможные варианты: посыпать на себя соль, обваляться в песке, залезть в лужу, прокатиться через муравейник и т. д.

И.: Мог ли Колобок сделать так, чтобы от него исходил неприятный запах?

Аналогично рассматриваются и некоторые другие свойства.

И.: Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет?

И.: А такая новая сказка про Колобка тебе нравится?

И.: Мне тоже. А давай сделаем мультфильм про новые приключения Колобка!

Вот теперь у вас есть свой сценарий – а значит, вы можете сделать раскадровку (последовательность сюжетных картинок – эпизодов сказки) и приступить к изготовлению героев и декораций!!!

Добавить комментарий