Мнемосхемы или как быстро выучить стихотворение

img16

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их  усвоит на лету».

Ушинский К.Д.

За основу сценария мультфильма вашего ребёнка вы можете предложить ему стихотворение, которое нужно выучить наизусть. Я хочу познакомить вас с  одним из эффективных  методов при заучивании стихотворений с детьми дошкольного  возраста — мнемотехникой. 

Мнемотехника  — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Википедия.

Что дает мнемотехника?

Из практики своей работы могу объективно заявить, что использование этого приёма способствует

  • возможности накапливать огромное количество информации
  • даёт колоссальную экономию времени при запоминании и возможность быстрого обучения
  • развивает  мышление и внимание

Мнемотаблица  — схема, в которой заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы — рисунки ребенок легко запоминает информацию.

1

Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:

  • Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической).
  • Развитие логического мышления (умение анализировать,  систематизировать).
  • Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
  • Решение различных общеобразовательных, дидактических  задач, ознакомление с различной информацией.
  • Развитие смекалки, тренировка внимания.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях,  рассказах.

Требования к мнемотаблицам:

  • Модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • Раскрывать существенное в объекте;
  • Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Этапы работы с мнемотаблицами.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено  (предлагаю родителям предположить , что это: шифровка, рисуночное письмо…)

2 этап. Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания.

 Памятка для родителей по заучиванию стихотворения с  использованием мнемотехники

02d15d8bed74c0b2bdd1d5dcc10c870b.jpgЭтапы работы над стихотворением:

  1. Взрослый выразительно читает стихотворение.
  2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.

Добавить комментарий