«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Ушинский К.Д.
За основу сценария мультфильма вашего ребёнка вы можете предложить ему стихотворение, которое нужно выучить наизусть. Я хочу познакомить вас с одним из эффективных методов при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста — мнемотехникой.
Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций(связей). Википедия.
Что дает мнемотехника?
Из практики своей работы могу объективно заявить, что использование этого приёма способствует
- возможности накапливать огромное количество информации
- даёт колоссальную экономию времени при запоминании и возможность быстрого обучения
- развивает мышление и внимание
Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы — рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Мнемотаблицы используются для решения следующих задач:
- Развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной, словесно – логической).
- Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
- Развитие образного мышления (кодирование любой информации).
- Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
- Развитие смекалки, тренировка внимания.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Требования к мнемотаблицам:
- Модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- Раскрывать существенное в объекте;
- Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Этапы работы с мнемотаблицами.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено (предлагаю родителям предположить , что это: шифровка, рисуночное письмо…)
2 этап. Перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания.
Памятка для родителей по заучиванию стихотворения с использованием мнемотехники
Этапы работы над стихотворением:
- Взрослый выразительно читает стихотворение.
- Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Однако, использование мнемотехники является лишь одним из методов развития и укрепления памяти и не заменяет традиционное заучивание текстов наизусть.