Если ребёнок не уверен в себе…

7В этой статье хочу рассказать об одном моём воспитаннике 5 лет, который однажды во время занятий продуктивной деятельностью, начал  говорить «не получится, я не смогу» и все в таком духе. Поговорив с мамой мальчика, я выяснила, что дома его всегда поощряют, отмечают, что у него всё здорово получается.
Причин для того, чтобы ребенок был так не уверен в себе, вроде, нет. Но мне нужно было разобраться! 

Дело в том, что дошкольное детство (возраст от 3 до 7 лет) – это период, когда активно формируется личность ребенка. То есть ключевым моментом становится ось: «Я и другие». Каким меня видят другие, какой я в глазах окружающих?

Кроме того, у ребенка начинает формироваться критический взгляд на себя самого: что я могу, как хорошо у меня это получается по сравнению со своими ожиданиями и по сравнению с другими. В связи с этим может падать самооценка и ребенок может чувствовать неуверенность в себе. Особенно остро это проявляется, если малыш от природы чувствительный.

Чтобы помочь ребёнку психологи советуют:

  1. Старайтесь не хвалить его (молодец, здорово), а говорить про свои чувства.
    «Мне нравится, как ты нарисовал. Вот здесь можно попробовать получше». Такой подход сообщает ребенку, что вы верите в него, относитесь к его труду серьезно, внимательно. Очень полезно спрашивать его: «Тебе нравится?». Вообще старайтесь не оценивать ребенка. Все это будет способствовать повышению самооценки.
  2. Если у ребенка действительно плохо получается что-то, делайте задания «с конца».
    То есть вы делаете начало, а завершающий момент оставляете ребенку (то, что он может сделать сам). Например, вы вместе вешаете сушиться белье: вы его расправляете, а ребенок вешает на сушилку. Таким образом, у ребенка будет складываться ощущение собственной успешности, так как он видит результат своего труда и его самооценка также будет расти. 
  3. Вообще включайте его в свои домашние дела – так он будет многому учится, будет чувствовать, что вы ему доверяете, что он важен в семье. Его уверенность в себе будет увеличиваться.
  4. По возможности больше общайтесь с ребенком, говорите ему о своей любви. 
  5. Если у ребёнка что-то не получается, можно сказать: «Попробуй еще разок! Чем больше тренироваться, тем лучше будет получаться!».
    В таком случае выбирайте задания попроще — такие, чтобы ребенок смог справиться сам. И постепенно, по мере роста умений усложняйте их. Можно спросить: «Тебе нужна помощь?». И если окажется, что нужно, то помогите ему.

При этом психологи отмечают: «Не ждите быстрых результатов, наберитесь терпения. Вашему ребенку  просто необходима Ваша вера в него, в то, что у него обязательно получится так, как ему хочется! Постепенно и он сам поверит в это, а то, что он научится делать, подкрепит эту веру».

От себя хочу добавить, что мы совместно с родителями этого ребёнка стали следовать вышеуказанным советам психологов. При этом мне, как педагогу,  в этом помогла проектная технология по созданию мультфильмов с детьми. Это была уникальная возможность вселить в этого мальчишку веру в себя. Впервые увидев результат своего труда, после длительного создания персонажей, оформления декораций, съемок, посмотрев созданный им самим и его сверстниками мультфильм, мой воспитанник перестал бояться браться за новое дело. В совместной работе с родителями, пусть и не сразу, но мы добились успеха на пути положительной социализации нашего мальчишки!  

Добавить комментарий