Тип проекта: познавательно-творческий, долгосрочный (2013-2014 учебный год), групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Актуальность проекта. Постановка проблемы.
Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования. Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием, детерминированным действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка, позволяет проектная деятельность.
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Осуществляя такой вид проектной деятельности, мы поддерживаем любое стремление детей к творчеству, оказываем максимально возможное влияние на формирование в каждом из них свободной творческой личности, человека креативного, как самого дорогого и востребованного в современном обществе «продукта» образования.
Анализ психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения в свете реализации ФГОС, наблюдения за воспитанниками средней группы в ходе образовательной деятельности показали на недостаточный уровень развития творческого начала детей и в связи с этим на необходимость применения в педагогическом процессе новых интегративных технологий, ориентированных на личность ребёнка, на развитие его творческих способностей. Одной из таких технологий является создание мультфильмов с детьми.
Цель проекта: обновление педагогического процесса, направленного на создание оптимальных условий для развития творческих способностей дошкольников через создание мультфильма.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации.
- Познакомить с профессиями: сценарист, мультипликатор, оператор съемки, монтажер.
- Обогатить словарный запас детей понятиями: «съемка, сценарий, кадр».
- Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов.
- Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов.
- Развивать творческое мышление и воображение.
- Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
- Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.
- Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворение от успешно выполненной работы.
Принципы реализации проекта:
- принцип доступности;
- принцип результативности и творчества.
Ожидаемый результат:
- Для детей – активизация познавательной и творческой деятельности, раскрепощение мышления, развитие творческого потенциала и способностей детей.
- Для родителей – повышение педагогической культуры родителей, активизация участия родителей в жизни группы и в образовательной деятельности.
Ход проекта:
1 этап. Подготовительный (ноябрь)
- Создание информационной папки-перекладки для родителей о проекте, ознакомление и консультация на родительском собрании.
- Беседа с детьми на тему: «Мои любимые мультфильмы и тайны мультипликации».
В ходе общения с детьми уточняем их вкусовые предпочтения в мультипликации, выясняем, что мультипликационные герои – неживые существа и оживляют их люди. Узнаем название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор.
- Мастер-класс по созданию кукольного или рисованного мультфильма в технике перекладки.
В ходе мастер-класса дети должны наглядно увидеть способ «оживления» неживых предметов через мультипликацию, увидеть, как только что сделанные кадры, загружаются в специальную программу и превращаются в мультфильм.
2 этап. Основной (декабрь-март)
- Выбор сюжета мультфильма (в первый раз создавая мультфильм, за основу сценария берем уже существующие произведения, например, хорошо известные детям русские народные сказки):
- чтение русских народных сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя»;
- выбор детьми сказки для создания мультфильма;
- погружение в сюжет сказки путем ее драматизации.
- Разработка сюжета мультфильма (обговариваем место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть сказку):
- игровая ситуация «Мы сценаристы»;
- рассматривание картинок по сюжету выбранной сказки;
- дидактическая игра «Разложи картинки по порядку»;
- дидактическая игра «Какой герой лишний?»;
- беседа по сюжету сказки.
- Разработка и создание персонажей и декораций (выбираем материал для изготовления героев мультфильма, декораций):
- игровая ситуация «Мы художники-мультипликаторы»;
- изготовление героев мультфильма в ходе НОД;
- выставка мультгероев – выбор лучших для съемки в мультфильме;
- изготовление декораций;
- обращение за помощью к родителям для изготовления сложных декораций (например, дом, печка, мебель и.т.д.)
- Съемка и озвучивание мультфильма (работа с малыми подгруппами детей по «оживлению» героев мультфильма):
- игровая ситуация «Оператор съемки» (всем желающим дать попробовать сфотографировать героев мультфильма в декорациях, делаем пробные кадры);
- дидактическая игра «Разложи картинки по порядку» (раскадровка мультфильма по сценам или эпизодам);
- поочередная съемка сцен мультфильма в соответствии с раскадровкой в технике перекладки (детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки героев на минимальное расстояние, убирать руки из кадра);
- выбор «актеров» для озвучивания героев, голоса автора (рассказчика)
- театрализация сюжета мультфильма по сценам выбранными «актерами»
- запись голосов персонажей с помощью программы виедоредактора UleadVideoStudio (использовать можно любой видеоредактор).
- Монтаж мультфильма производится воспитателем в программе видеоредактора UleadVideoStudio без участия детей.
3 этап. Итоговый (апрель-май)
- Презентация мультфильма на итоговом мероприятии «Киносеанс в детском саду» для создателей мультфильма и воспитанников других групп детского сада.
- Презентация мультфильма на родительском собрании «Семейный киносеанс».
- Анализ полученных результатов.
Результативность:
Дети стали уверенными в своих силах, они стали выдвигать разнообразные идеи и для создания мультфильмов. При этом у некоторых детей появилась такая черта как оригинальность идей, например, снять мультфильм про то, как оживают окружающие нас предметы. Они с радостью и большой увлечённость стали заниматься творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; однако самостоятельность творческого поиска осталась на среднем уровне.
Вывод:
Использование такой проектной технологии как создание мультфильмов с детьми является действенным средством для развития творческих способностей детей.
Постановка новой проблемы:
Продолжить развивать творческие способности детей через создание мультфильмов (создать мультфильм по сказке «Колобок», придумав новый конец для этой сказки)
Список используемой литературы:
Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.